Отчего зависит спрос на малые предприятия- этот вопрос необходимо задавать и находить на него ответы! В советское время практически все промышленные предприятия были построены по принципу натурального хозяйства. Каждое предприятие имело своё инструментальное производство, метизные цехи и стремилось максимально оградить свою зависимость от каких-либо поставщиков. Цены определялись по фактическим затратам, конкуренция практически отсутствовала и предприятиям было выгодно иметь минимальную зависимость от поставщиков.
В настоящее время резко возросли требования к конкурентоспособности промышленных предприятий, особенно в условиях вступления страны в ВТО.
Казалось бы предприятиям выгодно окружить себя малыми предприятиями, которые могли бы с более низкими затратами производить ту или иную продукцию, необходимую для изготовления финишных изделий крупных промышленных предприятий. Как сейчас модно говорить, передать на аутсорсинг изготовление инструмента, оснастки, отдельных узлов и деталей. Препятствием этому в настоящее время является налоговая система и, в первую очередь, налог на добавленную стоимость.
В нашей стране этот налог не соответствует своему названию, а является промежуточным между действительно налогом на добавленную стоимость и налогом с оборота.
Разберём проблему поподробнее. Как известно, большинство малых предприятий работают по упрощенной системе налогообложения, то есть не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Но для изготовления своей продукции они закупают материалы, инструмент, электрическую и тепловую энергию с учётом НДС. Им разрешено включать НДС в затраты. Крупное предприятие, приобретая продукцию малых предприятий, не имеет права взять к зачёту НДС, ранее уплаченный малым предприятием. Следовательно, крупное предприятие обязано на всю сумму приобретённой у малых предприятий продукции начислить и заплатить в бюджет НДС. Таким образом, происходит двойное взимание НДС. Рассмотрим это на условном примере. Пусть имеется одно крупное предприятие и 10 малых предприятий, поставляющих свою продукцию крупному предприятию. Пусть каждое из малых предприятий поставляет в одно изделие крупного предприятия продукции на сумму 2 тысячи рублей, то есть 10 предприятий поставляют на сумму 20 тысяч рублей.
Крупное предприятие собирает изделие и продаёт его по цене 35 тысяч 400 рублей с НДС (без НДС – 30 тыс. руб.). Если предположить, что других поставщиков у крупного предприятия нет, то оно должно заплатить в бюджет НДС в сумме 5 тыс. 400 руб. Но десять малых предприятий закупали у своих поставщиков продукцию с НДС на сумму 1 тыс. 500 руб. каждый. Это означает, что предприятия поставщики малым предприятиям уплатили налог с поставленной продукции, равной сумме 15 тыс. руб. умноженной на ставку 15,254 процента, то есть 2 тыс. 288 руб.
Таким образом, в бюджет поступит НДС в сумме 5 тыс. 400 руб. плюс 2 тыс. 288 руб., то есть 7 тыс. 688 руб. Это с одного изделия оптовой ценой без НДС 30 тыс. руб. Значит, реальная процентная ставка НДС в этом случае составит 25,6 процента. Кто же в таких условиях будет сотрудничать с малыми предприятиями?
Для исправления сложившейся ситуации необходимо либо изменить систему взимания НДС, либо разрешить крупным предприятиям принимать к зачёту суммы НДС, уплаченные малыми предприятиями своим поставщикам.
По-моему мнению, более правильно было бы изменить систему расчёта НДС.
Ведь известно, что добавленной стоимостью на предприятии налогоплательщике является заработная плата с отчислениями, амортизация и прибыль.Предприятию не должно быть дела до поставщиков в части уплаты ими налогов в бюджет. В связи с вступлением в ВТО надо снять с предприятий не свойственные для них функции (преодолеть наследие социализма, возлагавшего на предприятия многие функции) и создать нормальные условия для развития малых, средних и крупных предприятий. Изменение системы взимания НДС могло бы стать первым реальным шагом в этом направлении.
Просмотров: 1567
Комментарии
Комментарий добавил(а): Николай Павлович Дата: 2013-06-28
Как говорил Попандопулла: "Это мне, это опять мне". Также и наше государство. Однако Леффлер доказал, что существует оптимальный уровень налогообложения, когда и предприятия работают, и в бюджет поступает максимальная сумма налогов. Вот эту величину в нашем государстве не могут никак определить. В результате промышленность чахнет, в особенности в области высоких технологий.